Учитель-дефектолог Гунченко Светлана Викторовна работает с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими детьми с особыми обрзовательными потребностями .
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка. Учителю-дефектологу важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и меж сенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребёнка. Также в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребёнка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.
При поступлении детей в группу учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование каждого ребёнка на протяжении трех этапов:
- 1-ый этап (сентябрь): выявление особенностей психического развития (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираются анамнестические сведения о развитии ребёнка, изучаются условия воспитания в семье.
Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, воспитания, развития. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребёнка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
- 2-ой этап (две недели января): выявление особенностей динамики развития. Также дополняются сведения, полученные в начале учебного года. В программу могут вноситься коррективы.
- 3-ий этап (май): определяется динамика и результаты работы за год, а также составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу.
Учитель-дефектолог проводит фронтальные подгрупповые и индивидуальные занятия.
Фронтальные подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
- ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
- развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории);
- сенсомоторное развитие (средний возраст).
Ознакомление с окружающим миром.
Основная задача познавательного развития детей с особыми образовательными потребностями – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, представления.
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребёнка знакомят с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром проводятся по следующим направлениям:
- ознакомление с явлениями социальной жизни;
- ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
- ознакомление с природой.
Развитие элементарных математических представлений.
В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач. Математическое развитие является мощным инструментом для:
- сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
- познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
- подготовки к школьному обучению.
Формирование математических представлений осуществляется с учетом генетического хода развития этих представлений на основе поэтапного формирования умственных действий. При отборе содержания и методов обучения математике учитываются возрастные особенности и особенности психического развития детей. На каждом возрастном этапе с детьми проводится работа по следующим направлениям:
- величина
- форма
- цвет
- количество и счет
- ориентировка в пространстве
- ориентировка во времени.
Занятия по сенсомоторному развитию
Данные подгрупповые занятия проводятся учителем-дефектологом в средней группе. Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию.
На занятиях решаются задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.
Совершенствование двигательных функций ребёнка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие:
- зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия);
- слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).
Помимо фронтальных подгрупповых занятий учитель-дефектолог ежедневно проводит индивидуальную работу с детьми. По результатам анализа диагностического обследования детей педагог составляет план индивидуальной коррекционно-развивающей работы на предстоящий учебный год.
Сложность психологической структуры задержи развития в дошкольном возрасте обуславливает широту спектра задач коррекционной работы с ребёнком.
Основное внимание, прежде всего, уделяется формированию психологических механизмов для усвоения знаний, психологический базис для развития мышления и речи, созданию условий для формирования возрастных новообразований в психике. В своей работе, в том числе и на индивидуальных занятиях, учитель-дефектолог старается отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.
На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
- по средствам специально отобранных методов и приемов развивает основные виды памяти и внимания, уровни восприятия и мышления, воображение;
- стимулирует развитие учебной мотивации и познавательной активности;
- совершенствует двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;
- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
- проводит проверку домашнего задания;
- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам;
- отрабатывает с ребенком основной материал по темам, пропущенные им по причине болезни или иным семейным обстоятельствам.