Информация о субъектах персональных данных представлена на сайте с письменного согласия субъектов персональных данных.

 

 

Учитель-дефектолог в детском саду в детском саду

Учитель-дефектолог Гунченко Светлана Викторовна работает с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими детьми с особыми обрзовательными потребностями . 

Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка. Учителю-дефектологу важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и меж сенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребёнка. Также в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе. 

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребёнка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

При поступлении детей в группу учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование каждого ребёнка на протяжении трех этапов:

  • 1-ый этап (сентябрь): выявление особенностей психического развития (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираются анамнестические сведения о развитии ребёнка, изучаются условия воспитания в семье.
    Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, воспитания, развития. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребёнка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
  • 2-ой этап (две недели января): выявление особенностей динамики развития. Также дополняются сведения, полученные в начале учебного года. В программу могут вноситься коррективы.
  • 3-ий этап (май): определяется динамика и результаты работы за год, а также составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу.

Учитель-дефектолог проводит фронтальные подгрупповые и индивидуальные занятия.

Фронтальные подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:

  • ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
  • развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории);
  • сенсомоторное развитие (средний возраст).

Ознакомление с окружающим миром.

Основная задача познавательного развития детей с особыми образовательными потребностями – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, представления.

Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребёнка знакомят с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

Занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром проводятся по следующим направлениям:

  • ознакомление с явлениями социальной жизни;
  • ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
  • ознакомление с природой.

Развитие элементарных математических представлений.

В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач. Математическое развитие является мощным инструментом для:

  • сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
  • познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
  • развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
  • подготовки к школьному обучению.

Формирование математических представлений осуществляется с учетом генетического хода развития этих представлений на основе поэтапного формирования умственных действий. При отборе содержания и методов обучения математике учитываются возрастные особенности и особенности психического развития детей. На каждом возрастном этапе с детьми проводится работа по следующим направлениям:

  • величина
  • форма
  • цвет
  • количество и счет
  • ориентировка в пространстве
  • ориентировка во времени.

Занятия по сенсомоторному развитию

Данные подгрупповые занятия проводятся учителем-дефектологом в средней группе. Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию.
На занятиях решаются задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.

Совершенствование двигательных функций ребёнка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие:

  • зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия);
  • слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).

Помимо фронтальных подгрупповых занятий учитель-дефектолог ежедневно проводит индивидуальную работу с детьми. По результатам анализа диагностического обследования детей педагог составляет план индивидуальной коррекционно-развивающей работы на предстоящий учебный год.

Сложность психологической структуры задержи развития в дошкольном возрасте обуславливает широту спектра задач коррекционной работы с ребёнком.

Основное внимание, прежде всего, уделяется формированию психологических механизмов для усвоения знаний, психологический базис для развития мышления и речи, созданию условий для формирования возрастных новообразований в психике. В своей работе, в том числе и на индивидуальных занятиях, учитель-дефектолог старается отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.

На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:

  • по средствам специально отобранных методов и приемов развивает основные виды памяти и внимания, уровни восприятия и мышления, воображение;
  • стимулирует развитие учебной мотивации и познавательной активности;
  • совершенствует двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;
  • производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
  • проводит проверку домашнего задания;
  • закрепляет основные понятия по ранее изученным темам;
  • отрабатывает с ребенком основной материал по темам, пропущенные им по причине болезни или иным семейным обстоятельствам.
Наверх